Моя Карелия 6 класс

Автор: Admin от 22-09-2011, 17:22
Значение природы в жизни человека.
- экономическое значение природы - практическое использование природных ресурсов человеком
- гигиеническое значение - в том, что здоровье человека зависит от окружающей его природной среды
- познавательной ценноценности- природа хранит немало тайн, раскрыть которые пока не удалось
эстетическое значение - сочетание лесов с озерами, болотистыми участками, скалами придает своеобразную прелесть карельским пейзажам
- творческое значение - таинственная и прекрасная природа во все времена побуждала человека к творчеству, как к художественному, так и к техническому
3. Закрепление пройденного
1) презентация «Универсальная ценность природы» - посмотрите какое значение имеет природа для человека.
priroda-v-zhizni-cheloveka.ppt [15,62 Mb] (cкачиваний: 195)
2). Кроссворд
Домашнее задание: читать текст и отвечать на вопросы.

Урок 13
Тема: Человек и природа.
Цель:
1. Познакомить учащихся с живыми организмами поселений
2. Познакомить с новыми понятиями: антропогенные факторы, аборигенные виды,
интродуцированные виды, синантропные виды
3. Воспитывать стремление беречь природу.
Ход урока.
1. повторение изученного на прошлом уроке( карточки - 4 человека)
презентация «Повторение»
povtorenie.ppt [3,63 Mb] (cкачиваний: 119)
слайд 1
1). Повторение понятий:
Вещества и силы природы, используемые человеком - Природные ресурсы
Разностороннее значение природы для человека - Универсальная ценность природы
Состояние физического, психического, социального благополучия человека - Здоровье
Слайд 2
Возобновимые природные ресурсы, то есть на месте вырубленного леса может вырасти новый, у животных каждый год (у некоторых не один раз в год) появляется потомство – это Биологические ресурсы
Какие из этих ресурсов, растительные, а какие животные?
Слайд 3
Лекарственные растения – заросли промышленного значения образуют около ___________ видов
Ягодные растения – широко собираются _____ видов из 17 – клюква, черника, брусника, рябина, морошка, малина
Грибы – заготавливается около ______ видов съедобных грибов
Что из древесины в Карелии
изготавливают?
Какая не древесная продукция производится из биологических ресурсов
в промышленных масштабах в Карелии?
Слайд 4 К каким видам ресурсов это относится?
слайд 5 (анимация)
2) сообщение «Биологические ресурсы Карелии»
2. Новый материал
1. работа с новыми словами - презентация «Человек и природа»
zhivye-organizmy-v-poseleniyah.ppt [4,53 Mb] (cкачиваний: 163)
слайд 2
Антропогенные факторы – совокупность влияний деятельности человека на окружающую среду.
Человек в результате своей деятельности создает антропогенный ландшафт: городской, промышленный, сельскохозяйственный и другие виды
Слайд 3
Синантропные виды – виды животных, жизнь которых связана с человеком.
Среди обитателей города можно встретить : голубя, воробья, ворону, мышей
Слайд 4
Аборигенные виды – виды организмов, живущих в природных экосистемах края.
Характерными организмами для нашей территории являются: белки, дятлы, бобры, синички, на полях можно встретить купавницу.
Слайд 5
Интродуцированные виды – виды организмов, живущих в природных экосистемах других географических областей.
Приспособились к климатическим условиям: клевер, тимофеевка луговая, сныть, лиственница и др.
2 работа с текстом учащихся
1). Прочитайте 1 часть текста и объясните, как люди влияют на растительный и животный мир.
-). Как вы выделили влияние, что относится к положительному, а что к отрицательному
). Проверка самостоятельной работы:
слайд 6
Негативное влияние человека на природу:
Загрязнение атмосферного воздуха, почвы, водоемов,
скопления бытового мусора
Фактор беспокойства (шум, наличие скоплений людей)
Вытаптывание почвы
прямое негативное воздействие людей на растения и животных:
Сжигание весной прошлогодних листьев и травы
Домашние животные (охотятся на птиц, разоряют птичьи гнезда);
Слайд 7
Положительными факторами являются
озеленение и благоустройство городских территорий, привлечение птиц в парки и скверы,
подкормка птиц зимой
слайд 8
Объясните деятельность людей
Весной в населенных пунктах часто можно видеть костры, в которых сжигают бытовой мусор, а также опавшие ветки и прошлогодние побуревшие листья растений. Нередко сжиганию подвергается сухая трава. Считается, что при этом быстрее и лучше будет расти новая.
Согласен ли ты с такими действиями людей?
Слайд 9
В лесах около населенных пунктов заканчивают выведение и выкармливание птенцов не более 10% гнездящихся мелких птиц. В садах и парках этот процент падает до единицы. Чем можно объяснить данные факты?
2). Прочитайте статьи: Растения, грибы, мхи, лишайники в поселениях, Животные в поселениях и выпишите названия растений и животных обитающих в поселениях в таблицу:
растения животные
Луговые растения злаки (овсяница луговая, мятлик луговой, пырей ползучий, ежа сборная, тимофеевка), одуванчик, подорожник, гусиная лапка, сныть, купырь, борщевик, лютик, клевера белый и красный, манжетка, лапчатка, ястребинки.
На пустырях - донники белый и желтый, ромашки пахучая и непахучая, мать-и-мачеха
Лишайники : накипные, листоватые. кустистые
Грибы: шампиньоны, чернильный гриб, гриб-зонтик, мутинус собачий клоп, стрекоза.
Животные:серая крыса, домовая мышь, сизый голубь, ворона серая, воробей, чайки, утки, галки, свиристели, снегири, синицы, скворцы, трясогузки, сороки, ласточки, славки, мухоловки, овсянки и другие.
Насекомые : жук жужела, божья коровка, листоед, долгоносик; бабочка крапивница, боярышница, белянка, лимонница, голубянка, малинница, моль, оса, шмель, пилильщик, муха, комар, тля, цикада, кузнечик, растительный
Проверка самостоятельной работы: слайд 10
Викторина «Узнай растения своего края» (презентация)
Домашнее задание: читать текст и отвечать на вопросы, дополнительно составить кроссворд о растениях или животных живущих в поселениях

Урок 14
Тема: Озеленение городов и поселков
Цель:
1. Познакомить учащихся с озеленением городов и поселков
2. Дать представление о видах растений и способах посадки
3. Воспитывать стремление к прекрасному и бережное отношение к природе
Ход занятия.
1 Повторение изученного на прошлом уроке (карточки – 4 ученика)
1) работа с презентацией Повторение
povtorenie.ppt [758 Kb] (cкачиваний: 108)
слайд 1
Назови понятие, используя определение
Слайд 2
Какое это влияние человека на природу?
1. Загрязнение атмосферного воздуха, почвы, водоемов,
скопления бытового мусора
Фактор беспокойства (шум, наличие скоплений людей)
Вытаптывание почвы
Сжигание весной прошлогодних листьев и травы
Домашние животные (охотятся на птиц, разоряют птичьи гнезда);
2. озеленение и благоустройство городских территорий, привлечение птиц в парки и скверы,
подкормка птиц зимой.
Слайд 3
Какие виды животных не живут в поселениях?
1. Серая крыса, домовая мышь, сизый голубь, орлан белохвост, ворона серая,
воробей, чайки, утки, галки, свиристели,
2. снегири, синицы, скворцы, трясогузки, сороки, ласточки, зайцы славки, мухоловки,
овсянки
слайд 4
Угадай, какое это животное или растение?
Какие из них синантропные, аборигенные, интродуцированные?
2. Новый материал.
Мы уже познакомились с видами растений и животных обитающих в поселениях, сегодня мы узнаем о растениях, которыми украшают поселения.
В нашем городе есть ли растения, которые человек высаживает и зачем это делается?
1). Знакомство с новыми словами:
Декоративные древесно-кустарниковые породы – красивые деревья и кустарники, выращиваемые человеком для озеленения населенных пунктов.
Цветочно-декоративные культуры – красивые травянистые растения, выращиваемые человеком для озеленения населенных пунктов.
Однолетние цветочно-декоративные растения – вырастают, цветут и образуют плоды с семенами за одно лето.
Двулетние цветочно-декоративные растения – живут два года, цветут и образуют плоды на второй год.
Многолетние цветочно-декоративные растения – живут много лет, цветут и образуют плоды ежегодно, кроме года посева семян
2) Прочитайте текст к уроку «В садах и парках Карелии» и ответьте на вопрос:
- Какие растения высаживают чаще всего в садах и парках и почему?
- Что могут рассказать цветы?
- Как высаживают растения, какие требования к ним предъявляют?
3). Работа с презентацией «Озеленение городов и поселков»
ozelenenie-gorodov-i-poselkov.ppt [8,38 Mb] (cкачиваний: 152)
слайд 1
Какие это уголки нашего города?
Слайд 2
Где сказано и изображены древесно-кустарниковые растения,
а где цветочно-декоративные?
Слайд 3
Требования к древесно-кустарниковым растениям
Деревья и кустарники должны быть:
- устойчивыми к пыли, газам, стрижке, к насекомым-вредителям,
- выносить уплотнение почвы,
- легко размножаться, быть декоративными.
- должны задерживать пыль,
- улавливать вредные для человека вещества,
- снижать шум,
- влиять на содержание микробов в воздухе.
Слайд 4
Какие это цветочно-декоративные культуры?
Эти растения – вырастают, цветут и образуют
плоды с семенами за одно лето.
Слайд 5
Какие это цветочно-декоративные культуры?
Эти растения – живут два года, цветут и
образуют плоды на второй год.
Слайд 6
Какие это цветочно-декоративные культуры?
Эти растения – живут много лет, цветут
и образуют плоды ежегодно, кроме года посева семян.
Слайд 7
Посадки древесно-кустарниковых растений
липы и березы хороши в аллее, то есть высаженные в ряд,
пирамидальные ели колючие в одиночных посадках или в малых группах,
барбарисы, спиреи– в групповых посадках,
карагана кустарниковая или кизильник черноплодный подходят для живых изгородей и т. п.
слайд 8
Виды цветочного оформления в населенных пунктах
львиный зев, бархатцы, ноготки, хризантемы хороши в бордюре (узкой полоске земли)
обильно цветущий белыми соцветиями, невысокий алиссум подходит для обрамления клумб, особенно круглых
настурция – неприхотливая, со свисающими стеблями незаменима для цветочных ваз
Пионы, поповники и восточные маки в групповых посадках образуют яркие цветочные пятна в газоне
фасоль декоративная, горошек душистый, ипомея, хмель, поднимающиеся вверх по натянутым нитям) хороши для украшения подъездов и балконов (вертикальное озеленение)
дикорастущие (кошачья лапка, очиток), так и культурные засухоустойчивые растения хорошо использовать такой вид цветочного оформления, как альпийская горка.
слайд 9
Продолжите высказывание из текста учебника
Древесно -кустарниковые и цветочно-декоративные культуры, которые украшают наши города и поселки
………………………………………………………
3.Закрепление изученного:
1). Отгадайте кроссворд (слайд 10)
Домашнее задание: читать и отвечать на вопросы к тексту

Урок 15.
Тема: Обобщение знаний по разделу «Биология»
Игра – путешествие по станциям.
Цель:
1. Обобщить знания учащихся по теме «Биология»
2. Учить работать в малых группах
3. Развивать умение работать коллективно и самостоятельно

Ход занятия.
1. Организация игры (5 мин).
Сегодня мы с вами повторим все, что изучили в разделе Биология.
Наш урок будет проходить в форме путешествия по станциям.
На каждой станции мне будут помогать помощники и наши станции называются:
1. Особенности природы Карелии
2. Универсальная ценность природы
3. Человек и природа
4. Наши зеленые спутники
5. Моя Карелия
Путешествовать по станциям вы будете в малых группах и вас будут оценивать помощники в маршрутных листах, поэтому сейчас 2 мин готовимся: помощники готовят станцию, команды заполняют маршрутные листы. Сегодня каждый получит оценку за урок.

2.Проведение игры- путешествия (на каждой станции 5-6 минут) – 30 минут
3. Подведение итогов игры:
замечания помощников о работе учащихся, выставление оценок
4. просмотр клипа Природа Карелии

Урок 16
Тема: Первые жители Карелии
Цель урока:
1. Повторить материал о жизни первых древних людей на территории Карелии.
2. Познакомить учащихся с занятиями первых жителей в разные периоды истории
3. Прививать интерес к истории Карелии, литературе по истории Карелии
Ход урока.
1.Знакомство с планированием курса истории
2.Знакомство с выставкой дополнительной литературы по данному курсу
3. Новый материал.
1. Повторение изученного в 5 классе в уроке «Первые жители Карелии»
Вы уже знакомились с тем как жили первые люди в нашем крае, чем они занимались, поэтому мы с вами вспомним материал прошлого года (презентация Повторение):povtorenie.ppt [1,13 Mb] (cкачиваний: 114)
Слайд 1
1).Повторение понятий:
Археология –
Стойбище –
Петроглифы –
2). Как жили люди в древности
слайд 2
Какие археологические памятники есть на территории Карелии?
слайд 3
Какой вклад в изучение жизни древних людей внес этот человек?
2. Знакомство с текстом учебника «Первые жители Карелии»
1). Прочитайте первую часть текста и выпишите события к датам (на доске)
17т.лет-12т.лет -8т.лет –
8-9т. лет –
Занятия первых жителей:
1.
2.
3.
2). Проверка выполнения задания:
- Почему люди появились только 8-9 тысяч лет назад?
- Какие были основные виды деятельности человека?
- Какие ещё были занятия у первых жителей?
- Прочитайте отрывок о том как хоронили людей в древности?
3. Знакомство с текстом «Изменение орудий труда и образа жизни людей»
1) Прочитайте текст и заполните таблицу:
Период Основные занятия Орудия труда
2). Проверка выполнения работы
слайд 4
в презентации Повторение
Период Основные занятия Орудия труда
Медно -каменный век
Заселение древними людьми новых земель на западе и севере Карелии
Охота Собирательство
появилось первое домашнее животное собака.
Появление посуды из обожженной глины или керамики.ножи, кольца, проколки
орудия из камня, кости и дерева.
Бронзовый век
Пришли новые племена, которые умели добывать железо и делать глиняную посуду
Охота Собирательство
Основные орудия по-прежнему изготовлялись из камня, кости и дерева. Появились новые виды орудий скребки и молоты.
Железный век
С востока пришли новые племена, которые умели добывать железо и делать глиняную посуду
Охота Собирательство
Железные ножи и топоры, сохранялись и привозные изделия из бронзы.
3) Знакомство со статьей «Культура и искусство древнейших жителей Карелии.
Петроглифы»
Прочитайте и ответьте на вопрос:
-Где обнаружены петроглифы на территории Карелии и в чем их отличие?
3. Закрепление изученного
1). Презентация «Первые жители»
pervye-zhiteli.ppt [6,07 Mb] (cкачиваний: 123)
2). Кроссворд
Домашнее задание: читать текст, отвечать на вопросы, подготовить сообщение о петроглифах Белого моря и петроглифах Онежского озера.

Продолжение на страничке сайта "Моя Карелия 6 класс (17-35 уроки)" архив материалы за 27 декабря 2011год

Теги: в помощь учителю краеведения

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий